Возрастные
особенности детей 5-6 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6
лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества,
постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный
нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают
употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий -
вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников
формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе
те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не
отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную
работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится
возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку
его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его
поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм
(дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как
правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее
симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения
в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них
существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с
ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного
ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными
качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится
менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где
были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально
сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система
первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские
качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения,
внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола
мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность,
ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности
жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и
произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок
становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети
часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя
вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры
дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на
правила.
При распределении детьми этого возраста ролей
для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто
будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у
детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится
крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку,
попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на
коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при
этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю
одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная
манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное
время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность
применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного
времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики
проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при
самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда
одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками —
продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают
довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают
благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов
углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об
оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и
тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от
друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать
равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и
наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах
детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не
точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия
тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур
определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и
заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно.
Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать
схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные
задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К
наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без
практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся
планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических
проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления,
что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и
отдалённые последствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста
становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует
средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или
торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости
от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими
секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей
активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий,
социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.);
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,
прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к
профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова,
обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.
д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные
случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного
числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к
звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и
косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать
состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется
произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами
семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш
способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с
продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют
углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя,
фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы
понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую
сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной
деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства
выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также
могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие
мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники
могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать
кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре
для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для
получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с
удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из
целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места
соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы
с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько
треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники;
создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные
композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным
взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из
разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном
возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой
деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно,
быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного
труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как
возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет. По материалам- http://ds659.mskzapad.
|