Однако
выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни
малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже
не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что
совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее,
спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное
слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь
"услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и
доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу
потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с
игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ
заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует
угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных
животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как
"Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного
сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним
любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней
картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды
выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и
вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно
короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить"
малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не
превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку
- причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту
мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с
трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок -
"давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к
этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить
себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше
получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела,
нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча
послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах.
Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть
впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в
конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под
мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме
иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы
простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте.
Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш:
тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что
самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают
звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать
их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков.
нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков
можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой
рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она
издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно
понравится. По материалам сайта-
http://ds14-arz.ru/roditelyam/sovety_dlya_roditelej/sovety_muzykalnogo_rukovoditelya/
|