Меню сайта

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ Детский сад №84


Воскресенье, 28.04.2024, 20:14

Развитие техники чтения.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в акте которого принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, выразительность и сознательность (смысловой компонент). 3 первых компонента называют техническими, они характеризуют технику чтения ребенка.

Такое качество, как правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Выражается оно в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слогов и слов.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания. Выразительность проявляется в умении обоснованно использовать паузы; делать логическое ударение; находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

Предлагаю упражнения для развития техники чтения:

1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка. а-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э, аоуиэ, аиуоэ; с-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.

3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

4. Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их про¬говаривать.

5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, напи-санных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

7. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.

8. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

10. Найти вторую половину слова: кос----ничий мо----мент ко----на лес----та ро----вок го----са пар---мос со----тор вес---род.

Организация работы:

1. Завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его название, замеры техники чтения.

2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чте-ния, используя следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.

3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.

4. Читать ежедневно не менее 20-30 минут, 5 мин тренинг по технике чтения, т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.

5. Рекомендуются тексты писателей: А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Н.Н. Носова, В.В. Бианки, В.Ю. Драгунского.

Вот ещё несколько полезных советов:

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи." При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание, через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы; две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Можно вполне рекомендовать родителям, дети которьгх читают неохотно, этот прием обучения. Читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.

4. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящеё из 6—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова - Тает снег—8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

5. Зрительные диктанты. На листе бумаги пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребенок в течение определенного времени читает про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени предложение закрывается и ребенку предлагает записать его в тетради. Возможно, кто-то в процессе записи скажет: А я не запомнил предложение. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: Ну хорошо, запиши, что запомнил, а в следующий раз постарайся запомнить больше. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение скрыто его также записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно от пяти до восьми минут времени. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать - это уже ничего не дает.

6. Наиболее эффективными упражнениями представляются такие: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому проводится это таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано родителем и осознано, осмыслено ребенком, последний читает текст в течение одной минуты, по истечении которой отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у малыша, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко— Пальченко (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, о зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны проглатываться, только четко проговариваться. Упражнение длится более 30 секунд.

Затем начинается третье упражнение. Предложите ребенку снова прочитать текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Не останавливайте ребенка, пусть прочитает текст до конца. Плавно он переходит на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что ребенок несколько раз почитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (пол строчки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две- три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

7. Теперь последняя рекомендация - оценивание, как стимул для детей. В конце занятия чтения предложите ребенку произвести самозамер скорости чтения. Пусть читает текст в течение одной минуты, затем отметит, до какого слова дочитал, пересчитает прочитанные слова и запишет результат в своеобразный дневник. Уже через неделю вы можете предложить малышу сравнить результаты недельной давности (при условии ежедневных занятий чтением!). Это благотворно сказывается на отношении детей к тренировке.

Итак, значение контроля за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, переоценить трудно. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению.

В статье использованы материалы-

Никитина М. И. Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие -СПб.: КАРО,2006 - 256 с. - (Серия «Коррекционная педаго­гика»).

Костромина С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?.-М.:АСТ,2008,224с.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.-М.:АРКТИ,2001г.,160с.


 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024