Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Движения, связанные с речью и музыкой оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее.
Средствами логоритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения, регулирующие мышечный тонус; артикуляционная гимнастика; мимика и пантомимика; упражнения на дыхание; пение; слушание музыки; упражнения, активизирующие внимание, развивающие мелкую моторику; речевые упражнения без музыкального сопровождения и др.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять с детьми и сами. Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В данных упражнениях очень важно чтобы дети усвоили понятия «сильно», «слабо». Чтобы дети почувствовали напряжение, предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем расслабиться и дать почувствовать это состояние. Объяснить, что только ненапряжённые мышцы могут выполнить любое движение. Важнейшей областью коррекции речи является дыхание. Упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха. Используются как статические, так и динамические дыхательные упражнения. Динамические связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища, статические упражнения заключаются в сдувании пушинки, снежинки, листика и т.д. Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Речедвигательные упражнения можно использовать на любых занятиях для проведения динамических пауз. Развивают координацию речи и движений. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце занятия. Используют разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
|