«Закаливание
детей дошкольного возраста».
О. Даль считал, что закаливать человека – это «приучать его ко
всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».
Г. Н. Сперанский, рассматривал
закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно
приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Любое совершенствование – это длительная
тренировка. Следовательно, закаливание– это своеобразная тренировка защитных сил
организма, подготовка.
Закаливание допустимо только при полном
здоровье ребенка.
Принципы
закаливания.
Перечислим
основные принципы закаливания:
- закаливание нужно начинать в состоянии
полного здоровья;
- интенсивность и длительность закаливающих
процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
- эффект закаливания зависит от
систематичности его проведения.
Нельзя сразу подвергать детей сильным
воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно,
медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность -
одно из основных правил закаливания. Важность этого принципа определяется самой
сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям.
Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому
неблагоприятному фактору не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет
заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться
последовательно. Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время,
когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания
температуры бывают менее резкими.
Систематичность
проведения закаливающих процедур во все сезоны года. Естественной реакцией
организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное
расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но
через некоторое время это приводит к еще более сильному переохлаждению. Путем
же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение
сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.
Проводить закаливающие процедуры надо с учетом
индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Этот принцип говорит о том,
что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и
психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов и
родителей. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое
развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При
выборе мер закаливания необходим совет врача. Нужно внимательно присматриваться
к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь
может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние
нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом
подходе, в большей постепенности мер закаливания.
Дети делятся на 3 группы.
I группа – дети здоровые, ранее закаливаемые.
II
группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или
дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
III
группа – дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное
учреждение после длительного заболевания.
Для
каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур.
По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую.
Последовательность.
Первоначально рекомендуются воздушные ванны,
затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным
ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к
обтиранию, а купание в водоёмах после привыкания к обливанию и т. д.
Комплексность. Специальные
закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются
с другими мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на
укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание
помещений, физкультурные занятия и т. д.) и если они проводятся комплексно.
Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими
упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т. д.
Проведение закаливающих процедур при положительном настроении ребенка.
Средства и
методы закаливания
Методы закаливания не специальные
подразумевает создание соответствующих условий. Это, прежде всего, обеспечение
чистого свежего воздуха, соответствие одежды, температура воздуха.
Температурный режим, чистота воздуха в помещениях достигается сквозным
проветриванием. Это очень важный приём закаливания, так как в помещениях (дома
и в д/с) дети находятся от 75% до 90% времени суток, поэтому температура
помещений сильно влияет на формирование устойчивости к холоду. Недостаток
температурного режима помещения в том, что от относительно постоянен, пределы
колебаний температуры невелики. Для того, чтобы он приносит закаливающее
воздействие, необходимо сделать его «пульсирующим», то есть применять сквозное
проветривание до 5 раз в день.
Методы закаливания специальные – группа
закаливающих процедур,
осуществляемых с учётом всех принципов закаливания. Подбор их проводится исходя
из конкретных условий дошкольного учреждения и в соответствии с сезоном года.
Наиболее эффективным будет такой подбор специальных занятий и закаливающих
процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой
возрастной группы д/сада и продолжают выполняться родителями дома.
Специальным
видом закаливания является и гимнастика, которая воспитывает в человеке умение
владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм,
способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения. Когда
встанет вопрос о переходе от закаливания к систематическим занятиям
физкультурой, то необходимо будет обратиться за советом к врачу и методисту по
физкультуре, они помогут учесть слабые и сильные стороны физического развития
вашего ребенка и предложат ему самый подходящий вид спорта.
Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: воздух, вода, солнечные лучи. Сочетание с
физическими упражнениями эффективность закаливающих воздействий повышается.
Наиболее распространенная и доступная форма
закаливания - использование свежего воздуха. Воздух действует на организм своей
температурой, содержанием влаги, движением частиц. Воздушные закаливающие
процедуры входят в обычный режим дня:
-воздушные
ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
-
сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги,
форточки) ;
-
поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18.
20°С) ;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4
часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм
ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха.
Прогулки на
свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время
прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую
погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное
время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений.
Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы
малыш двигался, бегал.
Время прогулок должно быть постоянным и
соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком
и обедом. Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. Для детей 3-7
лет воздушные ванны в сочетании с движениями начинать весной и летом. Для детей
других возрастных групп воздушные ванны летом нужно проводить на улице в
теневых местах. При этом можно предложить ребенку какое-то интересное занятие.
Кроме того, важно приучить детей спать в местах с постоянным доступом воздуха
на улице, веранде или хотя бы при открытом окне или форточке.
К закаливающим факторам относятся также действие
солнечных лучей. Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего
живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы,
оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются
ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д
(противорахитический). Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень
осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей
появляется слабость, раздражительность.
Результаты
закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам.
Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.
|