Что такое
фонематический слух и как его развивать?
Начнем
уже по традиции, с определения.
Фонематический
слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование
фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и,
одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с
воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные
признаки фонем.
Развитие
фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее
чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители,
которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи,
чистоговорки, понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя
развивают его фонематический слух. Примерно к началу третьего года жизни
ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению
известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка
оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое
восприятие. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они
узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести
годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова
различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет
ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов,
дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Зачем же нужен
фонематический слух, спросите Вы. Я отвечу. Фонематический слух нужен для
того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение
какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно
развит. При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на
основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного
признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию
слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак,
лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим
говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл
высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные.
Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния
звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт
побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи
появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок
пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов
чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители
не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам
могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок)
и в результате появится негативное отношение к процессу обучения.
Как же
фонематический слух развивать? Здесь можно выделить несколько этапов.
1) Первый
уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение
на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха.
Игра «угадай,
что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип
двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что
это звучало?
Игра «Шумящие
мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д.
Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Волшебная
палочка».
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в
доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом
усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет
зазвучал.
Игра «Жмурки». Ребенку
завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна,
свистка.
Игра
«Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза,
один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с
закрытыми глазами.
2) Второй
уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой
голос». Запишите
на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать –
кто говорит.
Игра
«Громко-тихо».
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы
произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры –
«далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите
слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра «Три
медведя».
Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный
вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3) Третий
уровень – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и
выбирай».
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом).
Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра
«Верно-неверно».
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву
(форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в
ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4) Четвертый
уровень – различение слогов.
Игра
«Похлопаем».
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает
их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па,
ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить
ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что
лишнее?».
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок
должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
5) Пятый уровень
– различение звуков.
Объяснить
ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз,
ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый
произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Игра
«Похлопаем».
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит
заданную фонему.
6) Шестой
уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько
звуков».
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет
их количество.
Игра
«Похлопаем».
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит
слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся
на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай
слово».
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово.
Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).
Итак,
уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс
освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу
овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить
возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие
фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Успехов Вам и
Вашим детишкам.
При
создании статьи использовался материал:
1.
Беленковой К.
3.
Бельковой Т.С.
4.
Сайта методического объединения логопедов и дефектологов
5.
Архиповой Е.Ф.
|