Готов ли ребенок к школе?
Проблемы с чтением и письмом
С
началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
чтением и письмом. Ребята оказываются не
в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими
предметами, где, казалось, требуется больше сообразительности. Вот таких
"умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляются к
детскому психиатру. Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами
слуха. Первый слух - физический. Он
позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк
комара, а также урбанистические звуки - стук колес поезда, шуршание шин….
Вторая разновидность - музыкальный
слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой
песни прекрасной музыкой великих
композиторов.
Наконец, третий вид -речевой слух.
Можно обладать хорошим музыкальным слухом и очень неважным речевым слухом.
Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного,
отличать один звук от другого.
При
недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь
воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему
очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если
нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так
как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и
тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в
виде знака (буквы) в быстром потоке
воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым
слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение
одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова
"дочка-точка”, ”уголь-угол”. Замена глухого звука звонким , твердого-мягким, шипящего-свистящим
придает слову новое содержание. Наряду с речевым слухом люди обладают особым
зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир недостаточно
для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим
запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит,
для полноценного обучения в школе ребенок должен иметь удовлетворительное
интеллектуальное развитие, речевой слух. Иначе успешно овладеть чтением и
письмом он не сможет. Не случайно
поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником
внимательно изучают содержание его тетрадей, особенности его речи. Нередко
низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а
наличием специфических нарушений чтения
и письма.
Использованная литература-
1. Володина
Н.Г. Домашний логопед .-Ростов н/Д: Феникс , 2006.-256с.
|