Меню сайта

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ Детский сад №84


Воскресенье, 28.04.2024, 13:59

«Что такое синдром профессионального выгорания?»


Профессиональное «выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, является ответом на хроническое эмоциональное напряжение (стресс), возникает при тесном взаимодействии с людьми. 

Кто подвержен?

учителя, психологи, психиатры, социальные работники, сотрудники полиции, тюремный персонал, медицинские работники, юристы, политики, работники сферы обслуживания, журналисты, люди искусства, менеджеры…

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является ещё наиболее сложной, поскольку требует взаимодействие и с детьми, с родителями, с коллегами. 

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

 

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

·                   чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

·                   ощущение эмоционального и физического истощения;

·                   снижение восприимчивости на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

·                   общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

·                   частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

·                   резкая потеря или резкое увеличение веса;

·                   полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

·                   постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

·                   одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

·                   заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

·                   безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

·                   повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

·                   частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

·                   постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

·                   чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

·                   чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

·                   общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

·                   ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

·                   сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

·                   вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

·                   руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

·                   чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

·                   невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

·                   дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

·                   злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Развитие синдрома носит поэтапный характер.

Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома "выгорания” – К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Эмоциональная истощённость: невозможность работать с полной отдачей сил по мере исчерпания эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация: возникает отрицательное отношение к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся, детям). Профессионал дистанцируется от остальных, контакты становятся бездушными, формальными.

Сокращённая профессиональная реализация: развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений.

Основные факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

– неразрешенные личностные конфликты.

К личностным факторам риска «выгорания» относятся:

- склонность к интраверсии

- реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);

- низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать);

- жёсткость и авторитарность по отношению к другим;

- низкий уровень самоуважения и самооценки;

- склонность к «трудоголизму»;

- степень стрессоустойчивости;

- пессимизм;

- ответственность, высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;

- излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток самостоятельности.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни: среди педагогов подавляющее большинство – женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии, или раздражения и агрессии. Таким образом, следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными.

Профессиональное «выгорание» педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться на его деятельности, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.

При систематической работе по актуализации личностных ресурсов
и оптимизации организационных условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».

Используемая литература:

·        Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Синдром выгорания;

·        О. И. Бабич. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024