«Что такое
синдром профессионального выгорания?»
Профессиональное
«выгорание» - это состояние
физического, эмоционального, умственного истощения, является ответом на
хроническое эмоциональное напряжение (стресс), возникает при тесном
взаимодействии с людьми.
Кто подвержен?
учителя, психологи,
психиатры, социальные работники, сотрудники полиции, тюремный персонал,
медицинские работники, юристы, политики, работники сферы обслуживания,
журналисты, люди искусства, менеджеры…
Любая
профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия
и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В
связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное
перенапряжение. Профессия педагога является ещё наиболее сложной, поскольку
требует взаимодействие и с детьми, с родителями, с коллегами.
Профессиональное выгорание возникает в
результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки» или «освобождения» от них.
К психофизическим
симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
·
чувство
постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу
после сна (симптом хронической усталости);
·
ощущение
эмоционального и физического истощения;
·
снижение восприимчивости
на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны
или реакции страха на опасную ситуацию);
·
общая астенизация
(слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и
гормональных показателей);
·
частые беспричинные
головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
·
резкая потеря или
резкое увеличение веса;
·
полная или
частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная
с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и
«тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
·
постоянное
заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
·
одышка или
нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
·
заметное снижение
внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха,
обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
К
социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие
неприятные ощущения и реакции, как:
·
безразличие,
скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство
подавленности);
·
повышенная
раздражительность на незначительные, мелкие события;
·
частые нервные
«срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
·
постоянное
переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет
(чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
·
чувство
неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не
так, как надо»);
·
чувство
гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или
человек «не справится»;
·
общая негативная
установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни
старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам
профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения
работника:
·
ощущение, что
работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и
труднее;
·
сотрудник заметно
меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо,
наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
·
вне зависимости
от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее
не делает;
·
руководитель
отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений
себе и другим;
·
чувство
бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе,
безразличие к результатам;
·
невыполнение
важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не
соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на
мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных
действий;
·
дистанцированность
от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
·
злоупотребление
алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение
наркотических средств.
Развитие синдрома носит
поэтапный характер.
Сначала
наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки
на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома
появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием,
снижением интереса к своей работе.
Распространенной
является модель синдрома "выгорания” – К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три
его основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и
сокращенную профессиональную реализацию.
Эмоциональная
истощённость: невозможность работать
с полной отдачей сил по мере исчерпания эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация: возникает отрицательное отношение к зависимым лицам
(пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся, детям). Профессионал
дистанцируется от остальных, контакты становятся бездушными, формальными.
Сокращённая
профессиональная реализация: развитие негативного
отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений.
Основные факторы,
вызывающие синдром профессионального выгорания:
–
монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
–
вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания
и положительной оценки;
–
строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках
исполнения;
–
напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со
стороны коллег и их излишний критицизм;
–
нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а
подавляются экспериментирование и инновации;
–
работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального
совершенствования;
- работа
с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им,
и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
–
неразрешенные личностные конфликты.
К личностным факторам
риска «выгорания» относятся:
-
склонность к интраверсии
-
реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и
скорости эмоционального реагирования);
-
низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность понимать эмоциональное
состояние других людей, сочувствовать);
-
жёсткость и авторитарность по отношению к другим;
-
низкий уровень самоуважения и самооценки;
-
склонность к «трудоголизму»;
-
степень стрессоустойчивости;
-
пессимизм;
- ответственность,
высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
- излишняя
зависимость от мнения окружающих и недостаток самостоятельности.
Перегрузки
на работе не могут не сказаться и на личной жизни: среди педагогов подавляющее
большинство – женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний
план, что является причиной формирования чувства вины, собственной
некомпетентности в вопросах воспитания, апатии, или раздражения и агрессии.
Таким образом, следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в
семье, нарушение взаимоотношений с родными.
Профессиональное
«выгорание» педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться на
его деятельности, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения негативно влияет
на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
При
систематической работе по актуализации личностных ресурсов
и оптимизации организационных условий труда процесс «затухания горения» может
быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».
Используемая литература:
·
Н. Водопьянова,
Е. Старченкова. Синдром выгорания;
·
О. И. Бабич.
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика,
тренинги, упражнения.
|