Меню сайта

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ Детский сад №84


Среда, 17.07.2019, 18:20

Письмо – сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

          Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

         Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

         Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

         Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5–2, 5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

         Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

         Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

1. неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему; ручка лежит не на среднем, а на указательном или безымянном пальцах и др.;

2. неправильное положение пальцев относительного пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

3. неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме зависает над столом; зависает локоть; зависают локоть и кисть и др.;

4. неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы; локоть фиксирован на месте и др.;

5. слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

6. неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону; подкладывает под себя ногу; приподнимается со стула и др.          Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

         Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев.

         Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток         хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см. (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего размера, или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.

         Основной формой исправления неправильного сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного навыка довольно трудна для ребенка, новая, правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение.

         Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно также, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше).

         Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки.

         Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.

         Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в  застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви и др.

         Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019