Если у ребенка "каша во рту"?
это - стертая дизартрия
Менее
выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных
расстройств, перенесших недлительную асфиксию (удушье) или родовую травму или имеющих
в анамнезе (совокупность сведений о болезни и развитии ребенка) влияние других
не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного
развития (вирусные инфекции, токсикозы, гипертония, нефропатия, патология
плаценты и др.) или в период родов (недоношенность; затяжные или стремительные
роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте
(инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит
и др.). Со слов мамы, "ребенок закричал не сразу", "ребенка
приносили кормить позже, чем всех". В диагнозе до года стояло ПЭП
(перинатальная энцефалопатия, т.е. синдром диффузного поражения головного мозга
дистрофического характера, обусловленного различными болезнями и
патологическими состояниями).
В
результате действия различных причин происходят неярко выраженные мозговые
нарушения. Неяркие, "стертые" нарушения со стороны черепно-мозговых
нервов лежат в основе легких расстройств иннервации, т.е. нарушений
функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс нормальной речи.
Это и приводит к неточности произношения и другим невыраженным нарушениям речи.
При этом у детей отмечается негрубая
неврологическая симптоматика в виде "стертых" парезов (ограничение
подвижности) речедвигательных мышц, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса
артикуляционной и мимической мускулатуры. Дети плохо жуют, глотают,
поперхиваются при еде.
Такая легкая степень
выраженности нарушений моторной (двигательной) организации речи получила
название — "стертая" форма дизартрии.
Легкая
("стертая") дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет. Раннее речевое развитие у
значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно
замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам
теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение
звукопроизношения и просодики.
Дети
со "стертой" дизартрией большинство изолированных звуков могут
произносить правильно,
но в речевом потоке слабо автоматизируют их (поставленный звук может не
использоваться в речи). Артикуляционные движения могут нарушаться своеобразно:
при ограничении движений языка и губ, наблюдается неточность и несоразмерность
выполнения произвольных движений и недостаточность их силы.
Характерна
слабость и вялость артикуляционной мускулатуры. Темп выполнения артикуляционных
движений заметно снижен. Дети слабо ощущают положение языка, губ, с трудом
находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.
Общая
моторная (двигательная) неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной
отставания формирования навыков самообслуживания. У детей со
"стертой" дизартрией с задержкой развивается готовность руки к
письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой
почерк.
В
речи детей со "стертой" дизартрией, помимо нарушения
звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются нарушения просодики. Основные жалобы при
"стертой" дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение; речь
монотонна, маловыразительна; нарушения дикции; искажение и замена звуков в
сложных по слоговой структуре словах; недоговаривание элементов речи (например,
предлогов).
Отмечается
ряд особенностей лексики,
проявляющейся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса.
Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм,
ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое
содержание, так и отношение говорящего к содержанию.
У
детей со "стертой" дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость,
внятность и эмоциональный рисунок речи, а также трудность исполнения
ритмического и мелодического ударения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной
и повествовательной интонации.
|