Роль семьи в
оздоровлении детей
Статистика
частоты заболевания детей дошкольного возраста показывает, что каждый третий
имеет отклонения в физическом развитии. Причин тому множество: и экологических,
и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых
к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно
заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для
предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с
обучением детей приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к
положительным результатам.
По
данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55%
зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16
– 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения
в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень
здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего
существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от
него самого.
Роль
педагогов состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье
ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй,
обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Роль
родителей - в сбережении здоровья ребенка при поддержке детского сада состоит в
конструировании модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от
специалистов детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
К
актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы,
тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют
развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер
нормального функционирования растущего организма.
Гиподинамия
– нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения,
дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Исследования
свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный
дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже
возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в
статичном положении (за столом, у телевизора). Это увеличивает статичную
нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и
работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки,
искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет
неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных
нарушений и избыточное отложение жира, способствуют заболеванию детей
ожирением.
В
последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских
стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную
заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у
ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности
в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного
процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной
нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное
течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья
ребенка. Стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому
с раннего возраста надо обучать ребенка умению регулировать свое эмоциональное
состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая
ситуация не навредит здоровью маленького человека, напротив, она воспитает в
нем волю, поможет развить способности и интеллект.
Серьезным
барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности
могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и детском
саду, во-вторых, недостаток информации (либо ее недостоверность), которая
порождает эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность
детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, самому себе
(личностная тревожность). Если взрослые невнимательно относятся к этой детской
проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы,
препятствующие полноценному общению с другими людьми.
Здоровье
человека предполагает не только отсутствие у него заболеваний. Нельзя забывать
о нравственном, духовном здоровье.
Условия
жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком
и полностью зависят от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за
счастье и здоровье детей.
ОБЩАЯ
СХЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.
Диетотерапия:
–
введение кисломолочных продуктов в рацион детей,
-
овощи, фрукты, соки;
2.
Строгое соблюдение режима дня:
-
полноценный дневной сон;
-
прогулка на свежем воздухе в любую погоду.
3.
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
-
влажная уборка помещений;
-
проветривание.
4.
Индивидуальный подход к ребенку с учетом:
-
особенностей раннего периода развития;
-
выявленной патологии педиатром и другими специалистами;
-
индивидуальных особенностей организма;
-влияния
факторов, способствующих частым заболеваниям ребенка.
5.
Физическая культура:
-
с элементами танцев, лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики;
-
утренняя гимнастика;
-
занятия на улице с элементами подвижных игр.
6.
Основы закаливающих мероприятий:
-
соответствующая одежда для улицы;
-
длительное пребывание на свежем воздухе;
-
активные физические упражнения и игры на улице;
-
хождение босиком (летом на улице, в холодное время в помещении);
-
полоскание горла холодной водой;
-
занятия в бассейне.
7.
Профилактика:
-
плоскостопия;
Нарушений
осанки;
-
нарушение зрения.
8.
Знакомство детей со строением, функциями некоторых органов их организма. С
помощью бесед, чтения литературных произведений можно расширить и углубить
знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их
предотвратить.
Все
эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное
отношение детей к своему организму, прививают необходимые
санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно
изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ
жизни с раннего детства.
В статье
использованы материалы сайта- http://www.sadik131.r.