Готов ли ребенок к школе?
Проблемы с чтением и письмом
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляются к детскому психиатру. Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух - физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки - стук колес поезда, шуршание шин….
Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни прекрасной музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид -речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным слухом и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.
При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка”, ”уголь-угол”. Замена глухого звука звонким , твердого-мягким, шипящего-свистящим придает слову новое содержание. Наряду с речевым слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения в школе ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.
Использованная литература-
1. Володина Н.Г. Домашний логопед .-Ростов н/Д: Феникс , 2006.-256с.