Что такое
фонематический слух и как его развивать?
Начнем уже по традиции, с определения.
Фонематический
слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование
фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и,
одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с
воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные
признаки фонем.
Развитие
фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее
чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители,
которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи,
чистоговорки, понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя
развивают его фонематический слух. Примерно к началу третьего года жизни
ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению
известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка
оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое
восприятие. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они
узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести
годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова
различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет
ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов,
дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Зачем же нужен фонематический слух, спросите Вы. Я отвечу. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате появится негативное отношение к процессу обучения.
Как же фонематический слух развивать? Здесь можно выделить несколько этапов.
1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «угадай,
что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип
двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что
это звучало?
Игра «Шумящие
мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д.
Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки». Ребенку
завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна,
свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Успехов Вам и Вашим детишкам.
При создании статьи использовался материал:
1. Беленковой К.
3. Бельковой Т.С.
4. Сайта методического объединения логопедов и дефектологов
5. Архиповой Е.Ф.